В последнее время в сфере развития молодежи вызывает большой интерес метод «социальный театр», как инновационная интерактивная форма работы с подростками и молодежью. Добровольцы Социального молодежного добровольческого движения «М-Лига», в рамках проекта «Предупреждение стигмы и дискриминации людей с ограниченными возможностями в школах на обоих берегах Днестра» подготовили спектакль по данной тематике на двух языках – языках, на которых говорят жители двух берегов Днестра.
Программа «Поддержка Мер по Укреплению Доверия», которая финансируется Европейским союзом, со-финансируется и внедряется Программой развития ООН (ПРООН), поддержала проект и партнерство организаций социальной направленности «Взаимодействие» (Приднестровье) и Keystone Moldova.
Прежде чем приступить к гастрольным поездкам, 24 добровольца прошли обучающий тренинг и среди них девушка, которая с рождения не видит. На тренинге добровольцы получили подробную информацию о назначении социального театра, а также много практических упражнений по развитию актерских навыков и вовлечению зрителей в дисскусию. Нон-актеры – непрофессионалы, но на сцене искренне и точно выражают эмоции и работают со зрителем.
«Добровольцы сами создали спектакль и образы. Кроме того, в наших спектаклях работали четыре джокера. Таким образом, была создана группа социальных активистов, которая смогла сама создавать и вести интерактивные спектакли», - рассказали координаторы проекта.
Нон-актеры побывали с гастролями в 10 школах на обоих берегах Днестра, в том числе и в школе-интернате села Парканы. В учреждении воспитывается 213 детей, из которых 123 - это дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
«У нас воспитывается 2 ребенка с ограниченными возможностями, и ребята очень бережно относятся к «особенным» товарищам. Всегда помогают им и в полном смысле слова носят на руках», - рассказали педагоги школы-интернат.
По словам джокера Людмилы Мельниченко, спектакль всегда «настраивает» юных зрителей на тему, заинтересовывает, пробуждает чувства. «Зрители – подростки и молодежь – учатся выявлять причину конфликтов, оказывать поддержку людям с ограниченными возможностями, находить способы предупреждения и разрешения той или иной «неудобной» ситуации. Важно то, что они сами, выходят на сцену, участвуют в инсценировке и предлагают иной ход действия», - рассказала она. Людмила Мельниченко добавила, что организаторами театра поднимаются важные, актуальные вопросы толерантности, нравственности, уважительного, позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями.
«И после спектакля юная зрительская аудитория будет продолжать размышлять о том, как предупредить дискриминационные отношения к людям с ограниченными возможностями в школе и обществе, как возможно получать достоверную информацию об «особенных» людях, как формировать навыки поведения с ними», - считает Мельниченко.
Данные формы работы способствуют отвлечению подростков от асоциального поведения, защите прав и законных интересов учащихся в школе и эмпатии.
По мнению ученика 8 класса Ромы, спектакль интересен тем, что в нем каждый воспитанник может попробовать себя в роли одного из героев и смело импровизировать.
«Спектакль показал сложные моменты и конфликтные ситуации во взаимоотношениях здоровых молодых людей и девушек с нарушениями здоровья. Я принял участие в нем и попытался исправить сложную обстановку. Если честно, то это было увлекательно», - сказал Роман.
«Я впервые увидела спектакль социального театра. Мне понравилось, хоть и на несколько минут, побыть актрисой. Я импровизировала на ходу. Это было очень интересно», - призналась Лиза, ученица 6 класса.
Всего в рамках проекта «Предупреждение стигмы и дискриминации людей с ограниченными возможностями в школах на обоих берегах Днестра» спектакль посмотрело около 500 учащихся.
|